Поиск по этому блогу

четверг, 3 апреля 2014 г.

Валентин Наливайченко


Адъютант его превосходительства или чьи интересы в Украине представляет Валентин Наливайченко

«Павел Андреевич, вы что, шпион?!»
 (из кинофильма «Адъютант его превосходительства»)

На ближайшей сессии украинский парламент вновь будет рассматривать вопрос о назначении Валентина Наливайченко на должность Председателя СБУ. Многие эксперты весьма скептически относятся к его шансам пройти депутатское «чистилище». И вопрос здесь не только в политической заангажированости нынешнего исполняющего обязанности руководителя украинской спецслужбы. На наш взгляд до конца не выясненным остается биография господина Наливайченка, не смотря на появившуюся наконец-то информацию о том, что в начале 90-х годов он учился в Институте разведки имени Андропова. Услышав об этом, многие успокоились, а наш взгляд наоборот – нужно задуматься.

Как мы помним, в декабре прошлого года в ответ на депутатский запрос в Генеральную прокуратуру Украины практически молниеносно последовала реакция пресс-службы СБУ, которая в лице Марины Остапенко поспешила разъяснить, что исполняющий обязанности главы Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко учился в Институте разведки им. Андропова. Кроме того, как оказалось, еще в июле дав интервью еженедельному приложения к газете «Факты» «События и люди» Наливайченко самолично, как говорят разведчики, «расшифровался», где он учился, «и не пытался скрыть этих фактов биографии, потому что ему нечего стыдиться».

Вместо поставленной точки над «i» лишь появились новые вопросы. Так почему, все же, в официальной биографии Наливайченко места для упоминания об учебе в «лесной школе» СВР не нашлось? Почему свое «признание», напоминающее своего рода игру на опережение (иначе трудно оценить подобное заявление, которому предшествовало столь длительное замалчивание) Наливайченко сделал лишь тогда, когда вал разнообразных слухов и намеков о его прошлом стал так интенсивно расти, угрожая перерасти во что-то действительно опасное? Для прояснения картины стоит внимательней приглядеться к тому, что же из себя представляет благополучно оконченная Валентином Наливайченко академия СВР им. Андропова.

Российская Академия внешней разведки основана в 1938 году как Школа особого назначения (ШОН). В 1943 г. ШОН переименовали в Разведывательную школу (РАШ) 1-го Управления Народного комиссариата государственной безопасности СССР. С сентября 1948 г. РАШ переименовали в Высшую разведывательную школу (ВРШ). В переписке в системе КГБ ее еще называли 101-й, а в обиходе «лесной школой» — видимо, потому, что находилась в подмосковном лесу.  В 1968 году Высшую разведывательную школу преобразовали в Краснознаменный институт КГБ СССР с правами высшего учебного заведения.  После смерти Юрия Андропова Институту присвоили его имя. Последняя крупная реорганизация, после которой альма-матер «Штирлицев» назвали Академией внешней разведки (АВР), произошла в конце 1994 г. Основной факультет АВР находится в лесу неподалеку от деревни Челобитьево на севере Москвы, напротив микрорайона Медведково.   Объект «Вилла» (ул.Смольная, 47) является городской учебной базой АВР, предназначенной для коротких городских занятий слушателей, во время которых ими и их преподавателями имитируется работа в резидентуре российской Службы внешней разведки за границей под прикрытием.

Сегодня многие выпускники академии СВР вполне преуспели в карьере: в России они и вовсе занимают и высшие государственные посты (В. Путин, С. Иванов); немало «лесных школьников» и в крупном бизнесе (гордится своим интересным прошлым, к примеру, крупный российский банкир и экс-депутат Госдумы Лебедев). Почему же так упорно отмалчивался по поводу своей принадлежности к рядам спецслужбы Наливайченко? Ведь сам по себе факт получения диплома 101-й школы не есть преступление и отнюдь крест на карьере (закон о люстрации-то в Украине не был принят), и, в тоже время, очевидно ведь, что информация об этом рано или поздно всплыла бы – уж слишком много свидетелей.

О корпоративной этике и дружбе между выпускниками советской (российской) разведшколы ходят легенды. Судьба разбросала этих людей по всему миру, они занимают самые разные должности в бизнесе и государственных структурах, но связаны между собой незримыми нитями и едиными корпоративными интересами. Это своеобразная сеть тайной организации «Азазель», которая столь увлекательно была описана Борисом Акуниным. Как и в романе, представители этой структуры стремятся продвинуть своих представителей на самые верхи власти и бизнеса. В этой связи логичен вопрос. Не является ли попытка назначения господина Наливайченко на пост Председателя СБУ первым этапом осуществления в Украине плана, аналогичного российскому, когда к власти пришёл  Владимир Путин. Ему достаточно было лишь возглавить ФСБ. Дальше все пошло, «как по маслу»…

Очень хочется, чтобы дело всё было именно в корпоративной этике разведчиков. Но что-то в этой истории не вяжется… Судите сами. Своей ярко выраженной проамериканской, антироссийской и антисоветской позицией руководитель украинской спецслужбы должен вызывать у Кремля  огромное раздражение, не меньшее чем Ющенко и Саакашвили.  Тогда не понятно, почему россияне, которым хорошо известен факт учебы Наливайченко в московской разведшколе, не предпринимали никаких шагов для организации «утечки» информации и компрометации его перед украинским руководством. Значит, он по какой-то причине им нужен. Зачем? Может для того, чтобы окончательно развалить украинскую спецслужбу?

Если так, то последние инициативы Наливайченко по рассекречиванию архивов СБУ с 1917 по 1991 год легко объяснимы.  Любому  человеку, причастному к деятельности спецслужб понятно, что раскрывать архивы ни в коем случае нельзя. Такие действия чреваты не только опасностью социального взрыва, но и коренным образом подрывают основы существование самой спецслужбы. В архивах хранится множество документов и дел, фигуранты которых стали теперь известными политиками и государственными деятелями.  Многие оперативные сотрудники, которые вели эти дела, всё ещё работают в СБУ, а кто-то до сих пор продолжает конфиденциально сотрудничать с органами безопасности. Расшифровка такой информации нанесёт непоправимый удар по украинской спецслужбе, после которого она ещё долго не сможет оправиться. Наливайченко не может этого не понимать. Значит, он делает это сознательно!
 
Но вернёмся к интервью Наливайченко газете «Факты». Тогда он в общих чертах рассказал о своей учебе в Институте разведки им. Андропова, где и получил свое второе высшее образование. «В Институте Андропова я был последним слушателем из Украины. У меня был выбор - остаться там или возвращаться. Я сказал: «Нет, у меня в Украине родители, буду возвращаться».  Заметьте, он заявил, что выбрал именно страну. Наливайченко не говорил, что выбирал между службой в СБУ (украинская разведка тогда была в ее составе) и СВР России. Знающие люди утверждают, что в архивах украинской спецслужбы нет упоминания о сотруднике Наливайченко, который прибыл после окончания учёбы для продолжения службы. Если это действительно так, то возможно господин Наливайченко на самом деле стал «чистым» дипломатом, или же оказался в списках сотрудников  спецслужбы соседнего государства… В таком случае он выбрал Украину, примерно так, как другие выпускники Института выбирали Германию, Францию, США…

Каким интересам будет служить Председатель СБУ выпускник российской разведшколы, наверняка принимавший российскую присягу Наливайченко? Российским? Корпоративным? Не известно. Можно лишь с уверенностью сказать, что это будут интересы не украинского государства.

Сергей Никонов
http://www.rospres.com/politics/3520